Вторая пассия

Удивительная книга – Евангелие! Нет другой такой книги, которая бы озарила, согрела, утешила, вразумила, «перевернула» столько душ человеческих, как эта! В чем причина такого воздействия? – В благодатной силе слова, являющего нам Сына Божия, Богочеловека Иисуса Христа, и, конечно, в силе Его слова, обращенного к каждому из нас. Эта книга – письменное свидетельство апостолов об их Божественном Учителе, свидетельство, не искаженное никакими человеческими мудрованиями.
Евангелие открывает нам, что Сын Божий – Второе Лицо Святой Троицы, Бог и Господь, единосущный Отцу, Слово, Которым Бог Отец сотворил вселенную, – принял на Себя человеческую плоть (воплотился, вочеловечился), зачавшись в лоне Пречистой Девы Марии наитием Святого Духа и родившись от Нее в Вифлеемской пещере. В Богочеловеке Иисусе Христе соединились две природы – Божественная и человеческая, причем человеческая Его природа непричастна греху. Воплощение Сына Божия, по слову апостола Павла, есть великая благочестия тайна (1 Тим. 3, 16), непостижимая человеческим разумом, но доступная смиренному сердцу.
Христос родился, рос и жил среди таких же людей, как и мы, учил, творил великие чудеса, прощал грехи, принял мучительную смерть на кресте, воскрес, вознесся на небо, сел одесную Отца, создал из Своих учеников Церковь, в которой Он, как Глава, пребудет до скончания века. И всё это Он совершил только по Своей Божественной любви к нам, ради нашего спасения – чтобы освободить нас от гибельного рабства греху и диаволу и даровать заповеданную нам вечную блаженную жизнь в Его Небесном Царстве любви, добра и света, рядом с Ним, вместе с ангелами и святыми. Поэтому мы и называем Христа «Спасителем мира». Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы... всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (1 Ин. 4, 9; Ин. 3, 15).
Евангелие открывает нам, что бессмертная человеческая душа уже здесь, на земле, может стать обителью Самого Бога, вместилищем Царства Небесного. В этом – наше высшее, указанное Творцом предназначение, главный смысл жизни и высшее счастье, доступное человеку. Наипаче (т.е. более всего в земной жизни) ищите Царствия Божия (Лк. 12, 31), – заповедал нам Господь, то есть мы должны свои силы и устремления направить в первую очередь на служение Богу, на исполнение Его заповедей, на пребывание перед Ним в правде, на стяжание благодати Духа Святого. Все прочие цели и стремления, не подчиненные этой высшей цели, не имеют никакой пользы для души человека. Истинное богатство, которого у нас никто и никогда не отнимет, которое всегда будет с нами, – в Боге.
Жизнь вечная... дар Божий (Рим. 6, 23). Только своими усилиями человек, как бы он ни был добродетелен, спастись не может. Спасает Христос, но не всех, а тех, кто уверовал в Него, кто увидел, ощутил в Нем Божественную Истину, Путь и Жизнь, кто жаждет спасения и старается исполнять Его заповеди, открытые нам в Евангелии.
Никто не приходит к Отцу, как только через Меня (Ин. 14, 6), – говорит Господь. – Я есмь дверь, кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет (Ин. 10, 9). Овцы мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. И Я дам им жизнь вечную, и не погибнут вовек (Ин. 10, 27-28).
От чего спасает нас Господь, от какой погибели? – От «вечной смерти», гибели (омертвения) души, которая у каждого из нас разлажена, духовно больна вследствие грехопадения наших прародителей и нашей собственной греховной жизни. Гибель души – это предельное удаление ее от Бога и всецелое подчинение духам зла. Спасение, как противоположность гибели, – это действие Божией благодати, состоящее в исцелении души, очищении ее от духовной грязи, освобождении от власти греха и сатаны, который, соблазняя людей и опутывая их страстями, старается отдалить их от Бога – Источника благодатной жизни, использовать их как свое орудие и, в конечном итоге, низвести в ад. Спасение – это избавление от вечной смерти, то есть «муки вечной», «геены огненной», «огня неугасимого», уготованного диаволу и ангелам его (Мф. 25, 41), от «тьмы внешней», где плач и скрежет зубов (Мф. 8, 12).
Бог дал нам всё необходимое для спасения. Он создал Церковь – «столп и утверждение истины» и «корабль спасения», даровал рождение свыше в таинствах крещения и миропомазания, единение со Христом в таинстве причащения, даровал веру, голос совести, покаяние, молитву, заповеди, Священное Писание, поучения святых отцов и учителей Церкви... От нас Господь ждет в ответ веры, решимости и усердия.
Кроме ключевых понятий спасения и гибели, Царства Небесного и ада, Евангелие раскрывает истинный смысл других важнейший для души человека понятий, а именно: грех и покаяние, гордыня и смирение, вера, молитва, прощение, страдание, любовь и т.д.
Евангелие открывает нам законы духовной жизни, указывает все добродетели человеческие, предостерегает от греха. Оно указывает на гордыню как главное зло души; на веру Христу, покаяние, прощение и смирение как необходимые условия для спасения; на любовь к Богу (всем сердцем... всей душою... и всем разумением (Мф. 22, 37)) и к людям (в том числе и врагам), как предел совершенства.
Евангелие открывает нам, что состояние души каждого человека, которое мы выражаем словами «свет», «полнота бытия», «тепло», «любовь», «доброта», «блаженство (высшая радость)» или «мрак», «пустота», «холод», «ненависть», «злоба», «мука», напрямую зависит от исполнения заповедей Божиих или их нарушения. Нарушение (преступление) заповедей потому и является грехом и злом, что расстраивает, уродует, омрачает душу, а исполнение заповедей привлекает к душе Божию благодать, которая исцеляет ее, просветляет, «радостотворит».
Евангелие помогает нам увидеть самих себя в категориях добра и зла, света и тьмы, правды и лжи, указывает те стороны нашей душевной жизни, от которых напрямую зависит наше истинное счастье и участь в вечности. Евангелие – духовное зеркало, в котором человек видит собственную душу как бы Божьими глазами, в свете Божественной истины. Очень важно видеть разницу между тем, кем мы должны быть согласно евангельским заповедям, и тем, кем мы являемся на самом деле, и делать всё возможное, чтобы эту разницу «свести на нет» или хотя бы сократить.
И еще скажем о Евангелии, используя евангельские же образы.
Оно учит нас, что, если дом нашей души стоит на песке эгоизма и безбожия, он неизбежно рухнет, а если на твердом основании учения Христа и веры Ему, устоит в любую бурю.
Евангелие призывает всякого, кто жил без Бога и растратил силы и способности своей души на пустое и греховное, «встать и пойти» к Нему. И если человек с верой и покаянием «пойдет» к Отцу, то будет о нем на небесах, как сказал Сам Спаситель, радость великая.
Евангелие учит человека служить Богу и людям, а не «ублажать себя любимого»; учит собирать сокровища духовные, а не земные.
Евангелие призывает человека неутомимо выпалывать из земли сердца «тернии и волчцы» злых похотей и помыслов и взращивать на ней только то, что превратит ее в райский сад.
Евангелие призывает нас на духовный пир в Царстве Небесном, на который души наши должны войти светлыми и чистыми. Убелить душу может только Бог, но только в ответ на усилия человека ее очистить...
Всё Евангелие (и в особенности наставления Спасителя) имеет особую благодатную силу. Если мы чутко вслушиваемся в его слова, обращенные к нам, Сам Дух Святой посредством его творит в нас чудо: просвещает светом истины сердце и разум, настраивает их на праведность, открывает Божественную истину о мире и о нас самих, указывает путь в наше Небесное отечество – Царство Божие, рождает ощущение полноты бытия истинного, неземного счастья. Блаженны (т.е. счастливы в высшей степени) слышащие (сердцем и умом) слово Божие (т.е. заповеди Христовы) и соблюдающие его (Лк. 11, 28). Более того: сила слова Христа такова, что слушающий и исполняющий его имеет жизнь вечную, ...перешел от смерти в жизнь (Ин. 5, 24).
Евангелие адресовано каждому из нас. Главная цель его написания – дабы мы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его (Ин. 20, 31). Речь идет о вечной жизни в Боге и о такой вере, которая без дел – исполнения заповедей Спасителя – мертва (Иак. 2, 26).
Евангелие повествует не только о воплотившемся Втором Лице Святой Троицы, Сыне Божием, ставшем Сыном Человеческим, но и о людях, окружавших Его, встречавшихся с Ним, слышавших о Нем. Это, в первую очередь, Его Пречистая Мать и Иосиф Обручник; это вифлеемские пастухи, Симеон Богоприимец, волхвы и царь Ирод. Это Иоанн Предтеча, апостолы, все те, кто ловил каждое Его слово; это тысячи людей, искавшие у Него исцеления. Это жители Назарета, хотевшие сбросить Его с вершины горы (см. Лк. 4, 29), и народ Гадаринской окрестности, просивший Его удалиться от них (Лк. 8, 37). Это озлобленные на Него книжники и фарисеи, члены синедриона, осудившие Его на казнь; это Иуда-предатель. Это Пилат, его жена и римские воины; это два разбойника, распятые рядом с Ним... Кто-то почитал Иисуса из Назарета за Бога, кто-то – за великого пророка, кто-то ненавидел Его, кто-то был к Нему равнодушен. Отношения этих людей ко Христу – это уроки для нас: одни – для подражания, другие – как предостережение.
И еще Евангелие открывает нам, что привычный нам физический мир не вечен. Конец его наступит по причине умножения в людях беззакония (Мф. 24, 12), оскудения любви и веры. Тогда все живые и умершие, верующие и неверующие увидят Спасителя во славе, души их облекутся телами, но иными, чем у нас, – «духовными», и каждый человек, в зависимости от состояния своей души, окажется либо в аду, в геенне огненной, либо в Царстве Божием.

Из брошюры «Зачем написано Евангелие и как его читать»