"Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди"

История события, о котором идет речь в сегодняшнем евангельском чтении, встречается у Матфея, Марка и Луки, но с небольшими отличиями. Так, к примеру, евангелист Марк детально описывает встречу (Мк. 10, 17); Лука же указывает на вопрошавшего как на некоего начальствующего (Лк. 18, 18); Матфей же, в свою очередь, указывает, что это был юноша.

Этот молодой человек владел большим богатством и, возможно, был знаменит, так как рядом со Христом богатых людей было немного. Наверняка этот юноша помогал нуждающимся, исполняя основные требования закона, но чувствовал неполноценность своей добродетели. А потому подходит к Спасителю с вопросом: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? (Мф. 19, 16).

Как замечает преподобный Иустин (Попович), «в восприятии и сознании совопросника жизнь вечная органически связана с добром… Вечное и благое – это синонимы. Абсолютное Благо и абсолютное Вечное перекрываются. Через каждое доброе дело в душу человеческую нисходит понемногу вечного, понемногу вечности… Какая-то Божественная сила струится через любое добро и разливается по человеческому существу, ибо любое добро своим тончайшим нервом связано с Богом и приходит от Бога».

Ответ, который получил юноша, был прост: Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди (Мф. 19, 17). Каждый знал десять основных заповедей, но совсем не просто было понять, как следовать им на практике. У каждой иудейской группы, будь то фарисеи, саддукеи или ессеи, были свои списки норм и правил поведения, и они отличались друг от друга. Именно поэтому юноша вновь спрашивает у Христа о том, какие именно заповеди ему необходимо исполнять.

Господь перечисляет: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 19, 18), а после того как юноша сказал, что эти заповеди он соблюдает и спросил о том, нет ли еще какой особенной заповеди для него, Христос добавил: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною (Мф. 19, 21).

Все ветхозаветные заповеди, которые перечислил Спаситель, есть проявление любви. И как отмечает Александр Павлович Лопухин, «Христос в 21-м стихе указывает на одну из высших градаций совершенной любви. Она заключается в том, что человек раздает все свое имущество, желая облегчить страдания ближних из любви к ним. Это и было предложено юноше, желавшему быть совершенным».

Само слово «совершенный» можно перевести также как «полный» или «целый». Иными словами, Господь желает, чтобы люди «всецело» посвящали себя служению Богу, а не разрывались между Царством Небесным и суетным миром.

Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение (Мф. 19, 22). Так заканчивается встреча богатого юноши и Иисуса Христа. Невыносимой оказалась даже мысль этого человека о том, чтобы оставить все ради вечной жизни.

Евфимий Зигабен пишет: «Чем больше он имел, тем большим рабом этого становился; увеличение богатства увеличивает и любостяжание, которое и было причиной печали и неверия».

Богатство для этого юноши стало его идолом. Но и в нашей жизни, дорогие братья и сестры, немало идолов, которые мешают нам всецело следовать за Христом и становиться совершенными для вечной жизни. Это не обязательно богатство, ведь как в те времена, так и сейчас богатых людей немного, как, впрочем, и совершенных последователей Христовых.

Перед каждым из нас стоит задача заглянуть в свое сердце и попытаться понять, что именно нам не позволяет всецело служить Богу, и, отрешившись от этого, достойно восходить в Царство Небесное. Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)