Архиепископ Антоний возглавил Великое повечерие с чтением Великого канона

8 марта, во вторник первой седмицы Великого поста, Великое повечерие с чтением Великого канона преподобного Андрея Критского возглавил Высокопреосвященнейший Антоний, архиепископ Гродненский и Волковысский.

Архипастырю сослужили: настоятель нашего прихода митрофорный протоиерей Анатолий Ненартович, секретарь Гродненской епархии и настоятель кафедрального собора протоиерей Николай Лабынько, а также священнослужители прихода. По окончании богослужения архиепископ Антоний обратился к священнослужителям и прихожанам со словом назидательной проповеди, благословил всех на подвиг поста.

Мы слушаем Великий канон преподобного Андрея Критского. К чему он нас призывает? После каждого тропаря – призыв к покаянию: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». Видя себя «в одеянии стыда», «под тяжким бременем», взирая на свои «нечестивые дела и непотребную жизнь» (Великий канон во вторник первой седмицы), разве может человек свысока смотреть на своего ближнего и выносить о нем свой неправедный человеческий суд?

Преподобный Петр Дамаскин писал, что оживление человеческой души начинается со зрения своих грехов, и как раз в покаянии, а покаяние – это перемена, мы можем увидеть эти грехи, которых бесчисленное количество, как песок морской. Преподобный Макарий Великий говорил, не великое дело совершить чудо, а великое дело – видеть свои грехи. 

И мы Великим постом призваны к тому, чтобы сугубо посмотреть на своё душевное и духовное состояние, на сколько мы поражены грехом, на сколько он владеет нами, чтобы сказать: «Господи, помилуй!», чтобы Господь исцелил… Невозможное человеку возможно Богу. Человек не может спастись сам, но только когда он принимает Божественную Благодать, когда действует Божественная Воля и с ней в согласии воля человеческая. Человеческая воля должна быть согласна с Волей Божественной.

Для нас сейчас очень важно понять, что такое покаяние. В первую очередь мы должны начать с того, чтобы не осуждать наших ближних: не осуждать тех, кто находится с нами рядом, не осуждать врагов, Господь призвал молиться о ненавидящих нас. А мы часто осуждаем, даже, порой, бывает. клевещем друг на друга, нередко мы проводим время в пересудах о других: этот такой-то, эта такая-то, священник такой-то, а епископ такой-то...

Мы сейчас призваны к тому чтобы посмотреть на себя, на свою душу. Поскольку первая ступень любви – это неосуждение, то для того, чтобы взойти на неё, надо видеть свои грехи, укорить себя, и тогда Господь, видя что мы смиряемся, даёт нам Свою благодать.

Святитель Иоанн Златоуст говорил, что даже если у человека нет больших грехов, но он осудил другого, то этот один только грех его может ввергнуть в преисподнюю. Нам надо учиться видеть свои грехи, а не ближнего.

Будем же брать пример со святых и искренне взывать молитвой преподобного Ефрема Сирина: «Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков».