Продолжение занятия о евангельских притчах

25 января в актовом зале церковного дома состоялась очередная встреча по курсу «Священное Писание Нового Завета». Это было уже второе по счету занятие, на котором мы знакомились с событиями 13-й главы Евангелия от Матфея и комментариями к ней свт. Иоанна Златоуста.

Иерей Евгений Коваль начал занятие с рассмотрения притч о горчичном зерне и закваске, немного поведал об основных их образах. Отметил, что основная мысль притч о спрятанности малого в большом и о незаметности этого малого поначалу. Скудное, никчемное, но правильное со временем может возыметь большую силу. Так проповедью можно «заквасить», облагородить, сделать пригодным всё вокруг. И если у нас не так происходит – мы еще не закваска и не зерно. Главное быть настоящим семенем и настоящей закваской.
Также немного поразмышляли о том, что делает человека и апостола великими. Нужно подражать Христу, но в чем? Святитель говорит – вместить в себя Евангелие. Начать хотя бы с того, что понудить себя убегать от сребролюбия.
Также поразмышляли о том, что лучше – совершать чудеса или умереть ради Бога?
На вопрос «почему Господь говорил в притчах?» получили такой ответ: чтобы отфильтровать, отделить тех, кто хочет понять от тех, кому это не нужно, кто не задумывается о жизненно важных вещах.
Вернулись к объяснению притчи о семени и плевелах, к тому, что означает каждый образ.
Интересно, что Господь сеет Сам, а наказывает через Ангелов. Красной нитью в этой притче проходит мысль о грядущем наказании. Основная мысль притчи «о бисере» в том, что бисер маленький, его легко можно спрятать в ладони, однако ценность его огромна. Обладающий им знает и понимает, какой ценностью владеет. Другие попросту могут и не увидеть бисер в ладони, а если и увидят, не всегда способны оценить по достоинству. Это все можно сказать о проповеди, о Слове Божьем. Проповедник всего себя, всю свою жизнь должен отдать Богу и Его Слову, чтобы получить настоящее сокровище. Компромиссов здесь быть не может.
Притча про невод тоже говорит о суде и наказании.
Отличие ее от притчи про плевела в том, что в «плевелах» люди погибают от принятия вредного учения. Их увлекли вредным учением, они ему верят, думают, что правы и погибают от непонимания и незнания Истины, ибо вредные учения не приносят плода. В «неводе» же – погибель идёт от сознательной порочной жизни. Т.е. человек знает, что не прав, но не борется вовсе или плохо борется со страстями, не принимает это всерьез и в итоге погибает.
Также узнали что за «новое» и «старое» выносит «домовитый хозяин» из своей сокровищницы и почему Господь хоть изредка, но всё же совершал чудеса в отечестве своем, хотя и не был принимаем там?
В конце бесед, посвященных 13-й главе Евангелия от Матфея святитель Иоанн Златоуст призывает нас пристально всматриваться в добродетель и даёт ей подробное наглядное описание.