Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Рождество Божией Матери – приношение человечества Богу. И дар от Бога всему человечеству. Избрание веры многих поколений лучших в роде человеческом людей, исповедание веры и верность Господу в осознании, что вера – дар Отчий. От нас требуется просить Господа всегда пребывать в этом даре.

Лучше сказать, возрастать в вере. Мы никогда не сможем достигнуть до конца ее глубины. Самые великие останутся на пороге. Велика тайна веры, и всегда пребудет неисследимым богатство мудрости замысла Божия о каждом из нас. Бог создал нас, чтобы разделить с нами Свою любовь. Творение есть явление Его избыточествующей любви. Прежде творения мира была избрана Божия Матерь. И апостол Павел говорит о нашем превечном избрании. Требуется время, чтобы мы могли это осознать. Здесь начинается тайна Церкви, задолго до Пятидесятницы. Сначала тайна Церкви – в любви Отца. Наша Церковь должна быть только общением в любви, чтобы явить замысел Отчей любви.
Вера, которую Пречистая Дева примет от своих родителей с первого дня рождения, не есть только дар от Бога и предшествующих поколений – Она должна жить верой. Она должна питать Свою веру. Теми познаниями, которые Она получит сначала от родителей, а потом в храме. Вера питается молитвой. С первых дней Она будет развивать в Себе эту сокровенность, которой так печально недостает большинству людей (и сегодня, как никогда). Несчастье заключается в том, что люди не находят времени, чтобы войти в свои сокровенные глубины, из которых исходит вера. Вера питается слушанием слова Божия. Все более глубоким вхождением в тайну богослужения, которое научает нас тому, что есть святость.
Кто живет верой, может свидетельствовать о своей надежде миру. Кто живет верой, живет любовью. Речь не идет о том, чтобы измерять нашу веру. Кто мог бы, кто осмелился бы это сделать? Но как надо нам беречь свою веру, страшась каких бы то ни было отступлений от нее! Вера проходит через испытания, но небрежное отношение к дару Божию разрушает веру. И нам дается все более узнавать нашу немощь. Быть христианином это не значит быть просто хорошим человеком, но все более научаться полагаться на другого, Который есть Совершенно Другой. Речь идет о том, чтобы в нашей жизни изменилась точка опоры. Не полагаться более на самих себя, на наши немощные силы, но на силу Божию. Пречистая Дева будет с младенчества учиться видеть, что все исходит от Бога – этому главному отношению творения к Своему Творцу.
Мы размышляем сегодня о том, как мы должны ответить на дар Божественной любви. В Евангелии о Марфе и Марии – о двух любящих Христа людях – нам показано, какой разной может быть наша любовь. Когда Господь приходит в дом Марфы, она с радостью принимает Его. В мире, где отвергается Христос, где многие, кажется, уже на порог Его не пускают, она места себе не находит от радости, оттого что Господь в ее доме. Она не знает, как угодить Господу, какое угощение Ему предложить. И она хлопочет об этом. А сестра ее Мария, сев у ног Господа, слушает каждое слово Его.
Внезапно мы слышим упрек Марфы: «Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне». Что случилось, откуда у нее такая неразумная ревность? Когда человек слишком глубоко погружается во внешнее служение, в земные заботы, которые могут быть даже благочестивыми, он может потерять самое главное – то, ради чего он совершает свои труды.
Упрек Марфы довольно строгий. Мы можем часто наблюдать такое в православной семье, в Церкви, в любом приходе. Атмосфера любви и радости вдруг омрачается, оттого что кому-то кажется, что другие не так стараются для Господа, как он. Стоит ли удивляться, что порой не только враги Христовы восстают на благочестивых людей, но и друзья их – те, кто в Церкви.
Господь отвечает словами, которые обращены к глубине души Марфы. Дважды Он повторяет ее имя: «Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом». Дважды повторяет, потому что когда человек целиком погружен в земные заботы, трудно вырвать его из этого состояния, трудно достучаться до него. Этот укор Господа исполнен любви. Он хвалит Марфу за щедрость ее души, за то, что она так Его встречает. И в то же время говорит, что она слишком о многом печется. А нужно всего лишь одно. Ее труды, ее забота – это нужно, но нужно в свое время и на своем месте. Есть другое, что бесконечно нужнее, чем то, что она делает.
Марфа думает, что Христос скажет Марии, чтобы она делала то, что делает ее сестра. А Христос говорит Марфе, что то, что делает Мария, – лучше. Придет время, когда Марфа пожалеет о том, что в этот час она не сидела у ног Христа и не слушала каждое Его слово. «Мария благую часть избрала, которая не отнимется от нее», – говорит Христос. Она избрала эту благую часть – быть со Христом, не отступать от Него ни на миг и так служить Ему, чтобы каждое слово, которое Он говорит, слагать в сердце своем.
Не в этом ли заключается совершенство человека? Человек – словесное существо. Его подлинность можно измерить тем, какие слова для него дороже всего. Где тот человек, который бы каждое слово Христово не просто слушал, а слагал в сердце своем? Это только о Божией Матери так сказано в Писании.
Как говорит апостол Иаков, совершенный человек не согрешает в слове. По словам мы осудимся, и по словам оправдаемся. И за всякое слово праздное даст ответ человек в день Суда. Речь идет прежде всего не о пустых, наводняющих мир словах, которые делают людей пустыми – бессловесными. А о словах истинной жизни, которые не должны стать праздными. Слово Христово есть жизнь вечная. Так Мария (и другая Мария, Пречистая Божия Матерь) приобщается Божественной красоте, радости, совершенству. Благую часть она избрала – быть со Христом. И эта благая часть, любовь ко Христу, не отнимется от нее. Что разлучит нас от любви Божией? Ни бесы, ни люди не смогут этого сделать. Бог хочет всегда дать нам эту благую часть. Ради этого Он пришел в мир и ради этого принял поругание и смерть. Чтобы мы от наших внешних трудов, которые Он благословляет и принимает, восходили в нашей любви ко Христу.

Рождество Божией Матери устремлено к тайне Боговоплощения. Мы приобщаемся этой тайне за Божественной литургией. Мы приносим Господу плод наших усилий, возвращаем Богу то, что Ему принадлежит. Но есть также причастие, и в нем мы принимаем Тело Христово, которое делает нас причастниками Божественного естества. Ради того, чтобы это стало возможным, и родилась Божия Матерь. Какой чудный обмен и какая неслыханная любовь!..
В этот день Церковь напоминает нам, что все мы призваны к святости. К тому, чтобы исполнить свой Богом данный труд на земле. Чем большую радость имеем мы в созерцании благодати Божией Матери, тем больше понимаем, что никто из нас в Церкви не лишен ни одного дара, чтобы осуществить свое призвание.

Протоиерей Александр Шаргунов