Боящийся несовершенен в любви

24 октября в клубе православного общения состоялась очередная беседа. Мы все иногда чего-то боимся, опасаемся, находимся в состоянии тревоги. Что стоит за этими эмоциями, как в них разобраться, как к нашим страхам относится Церковь? В попытке ответить на эти вопросы и была задумана беседа на тему: "Боящийся несовершен в любви: о понимании страха в христианстве."

В ходе беседы рассмотрели страх как эмоцию с точки зрения медицины, психологии, богословия. Страх может быть естественным, когда есть реальная опасность, и патологическим, мнимым. В первом случае страх может быть даже полезен, так как основан на инстинкте самосохранения, который помогает человеку спастись от опасности, попросту выжить.
Патологические мнимые страхи, фобии приносят человеку огромные мучения, порой даже большие, чем могли быть в реальности при наступлении самих нежелательных последствий, т.е. страх хуже того, чего боимся.
Трудности даются нам в жизни для становления нашей личности. Поэтому человек должен не убегать от жизни, а преодолевать свои страхи, иначе личность человека деформируется, а душа теряет путь к Богу.
Святые отцы говорят о том, что страх это недоверие к Творцу, недостаток надежды на Него. Страх это признак и условие внутренней несвободы и несовершенства, духовного нездоровья. "В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви" (1 Ин. 4:18).
Единственный страх который каждому верующему нужно приобретать и укреплять в себе это страх Божий. Это не рабский страх наказания, не боязнь наемника потерять плату. Латинское слово "timor" предельно точно характеризует рассматриваемое нами понятие. Оно означает радостное робение, страх причинить боль, обидеть, потерять. Поэтому в ряд со страхом Божиим вполне можно поставить, например, и страх перед родителями, и страх перед мужем.
Здесь нет рабства. Здесь есть любовь. Так страх перед волком отличается от страха спугнуть птиц в саду.
Страх Божий и человеческие страхи взаимосвязаны. При увеличении первого ослабевают вторые и таким образом побеждаются.

Диакон Сергий Пучек

Фотографии: