Крещение

Таинство Крещения есть священное действие, в котором верующий во Христа, через троекратное погружение в воду, с призванием имени Пресвятой Троицы – Отца, и Сына, и Святого Духа, омывается от всех грехов, рождается духовно и становится членом Церкви. В нашем храме Таинство Крещения совершается в субботу и в воскресенье с 11.00 и по договоренности о времени со священником. Таинство проходит в храме, освящённом в честь святого мученика младенца Гавриила Белостокского, который уже несколько столетий почитается молитвенным покровителем детей.

Многодневные посты (Великий, Петров, Успенский, Рождественский) не являются препятствием к совершению Таинства Крещения. Восприемники (крёстные) должны пройти 2 собеседования.

Собеседования проходят

в 18.00 (после богослужения) в нижнем храме:

1 собеседование – среда, пятница;

2 собеседование – понедельник, вторник.

О Таинстве Крещения.

Таинство Крещения установил Господь наш Иисус Христос. Он освятил крещение Своим собственным примером, крестившись в Иордане. Потом, после Своего воскресения, Он повелел апостолам: "Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа" (Матф. 28:19). Крещение необходимо каждому, кто хочет спастись. "Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие", – сказал Господь (Иоан. 3:5). С апостольских времен вошло в обычай крестить не только взрослых, но и их детей, с условием, что родители и восприемники потом позаботятся о христианском воспитании крещеных детей. Так как крещение есть духовное рождение, а рождается человек однажды, то и Таинство Крещения над человеком совершается один раз в жизни.

Правила для восприемников:

  • обязательно должны быть православного вероисповедания. Можно иметь одного восприемника: для мальчика – крёстного папу, для девочки – крёстную маму;
  • должны быть совершеннолетними;
  • должны пройти два собеседования;
  • должны знать наизусть Символ веры и начальные молитвы;
  • перед Таинством необходимо исповедаться и причаститься. Это нужно для того, чтобы приступить к Таинству Крещения с чистой совестью перед Богом;
  • восприемниками у одного ребёнка не могут быть муж и жена;
  • во время Таинства восприемники вступают в духовное родство, что является препятствием для заключения в последующем между ними церковного брака;
  • должны иметь надлежащий внешний вид (мужчины – не в шортах, женщины – в юбке ниже колена, с покрытой головой) и иметь нательный крест.

В день совершения Таинства при себе иметь:

  • свидетельство о рождении младенца;
  • заполненный бланк, выданный на собеседовании;
  • нательный крест;
  • крещальные одежды;
  • полотенце, подгузник, салфетки.

О воцерковлении.

Воцерковление младенцев проходит с понедельника по пятницу в 9.00 в нижнем храме. Желательно маме подготовиться и приступить к Таинствам Исповеди и Причастия.

О восприемниках.

Жизнь каждого христианина как члена Церкви начинается с Таинства Крещения. Крещение – это врата, дверь, через которую мы входим в пространство спасения. Каждый из нас либо в сознательном возрасте, либо же еще во младенчестве прошел через живоносную купель. И вот теперь, когда мы выросли и у нас появились собственные дети, мы тоже приносим их в церковь для совершения над ними крещения. Как правило, младенцев приносят в храм не родители, а восприемники. Но часто приходится наблюдать, что люди совершенно безответственно подходят к выбору крестных родителей для своего малыша: выбирают их не из соображений церковной пользы, а из чисто житейских понятий.

Что же такое восприемничество, и какова его функция в Церкви? Восприемники появились в Церкви из практики крещения взрослых, и затем уже их стали брать для крещения детей. Человек, желающий присоединиться к Церкви, должен был прийти к епископу или священнику через посредство какого-либо члена Церкви, который поручался за него. Главная роль поручителя, то есть восприемника, заключалась в руководстве жизнью готовящегося ко крещению. Он должен был научить своего крестника основам православной веры и благочестия.

При крещении детей функции восприемника претерпели изменения. Теперь их роль не оканчивалась крещением, а начиналась с восприятия ребенка из купели. Они свидетельствовали церкви, что дети, воспринятые ими, будут воспитаны в христианской вере. Между ребенком и восприемником возникает особое отношение – отношение духовного родства. Нужно заметить, что в такую духовную связь вступает один из крестных родителей – одного пола с крещаемым. Сам обычай иметь двух восприемников – довольно поздний, проникший в Православие из католичества. И хотя к нашему времени он уже прочно утвердился в православной Церкви, все же отношение духовного родства возникает с одним из восприемников (для мальчика – с крестным папой, для девочки – с крестной мамой).

Итак, крестные родители поручаются перед Церковью о воспринятых крестниках. Церковь возлагает на них обязанность воспитания детей в духе православной веры. Чтобы ручательство восприемников было действительным, необходимо, чтобы они соответствовали определенным требованиям. Понятно, что крестные родители могут быть лишь лица, принадлежащие к Церкви, причем не просто формально принадлежащие, не те, кто посещает храм всего несколько раз в году – на Пасху, Рождество и т. п., – а регулярно исповедующиеся и причащающиеся. Подлинная христианская вера немыслима без регулярной молитвы и общения со Христом в Таинстве Причащения Его Тела и Крови. Не имеющие такой веры что могут передать своим крестникам?

Восприемники должны быть совершеннолетними, чтобы сознавать всю ответственность, которую они принимают на себя.

От крестных родителей требуется знание основных истин православной веры. Не должны быть восприемниками лица, не сведущие в церковных вопросах. Как прискорбно бывает видеть священнику, что крестные родители не могут без ошибок прочитать Символ веры, а то и правильно перекреститься!

Рассмотрим теперь, что делают восприемники в процессе совершения Таинства крещения. Крещение начинается с чина изгнания злых духов из крещаемого. Церковь противостоит злым духам, от которых некрещеный младенец пока никак не защищен, и борется с ними. Священник читает заклинательные молитвы и освобождает младенца от власти демонов. Затем следует диалог священника с крещаемым. От приходящего ко крещению требуется отречься от сатаны и исповедать свою веру во Христа. Поскольку младенец не может еще сам давать ответы, то отречение и исповедание совершают крестные родители. Отметим здесь, что вера восприемников ни в коем случае не заменяет веру детей: вера – личный дар, и не может быть заменена верой другого лица.

Совершая отречение от сатаны, священник спрашивает: «Отрекаешься ли от сатаны и от всех дел его, и от всех ангелов его, и от всего служения его, и от всей гордыни его?» Восприемник отвечает: «Отрекаюсь» (этот вопрос и ответ повторяются трижды). Затем священник спрашивает: «Отрекся ли от сатаны?» – восприемник отвечает: «Отрекся» (также повторяется трижды). Священник говорит: «И дунь, и плюнь на него».

К сожалению, в настоящее время значения этих действий бывает непонятно для восприемников, или даже вызывает улыбку. Беда в том, что большинство людей не видят присутствия и действия сатаны в мире, не замечают явного идолопоклонства, пронизывающего их жизнь. Многие думают, что можно принять образ жизни мира и ценности, которые он устанавливает, и вместе с тем исполнять «религиозные обязанности». Но христианин должен отречься от того образа жизни и иерархии ценностей, которые навязывает мир, и помнить, что жизнь верующего – это «узкий путь» и борьба. Словами «отрекаюсь» объявлена война сатане; с этого момента начинается битва, исход которой – либо вечная жизнь, либо вечная смерть.

После этого крещаемый исповедует верность Христу, дает клятву, подобную воинской присяге. Священник задает вопрос: «Сочетаешься ли ты со Христом?» – восприемник отвечает: «Сочетаюсь» (повторяется трижды). Снова спрашивает священник: «Сочетался ли ты со Христом» – «Сочетался» – «И веруешь ли Ему?» – «Верую Ему как Царю и Богу». Это решение принимается раз и навсегда, и не подлежит пересмотру. Такое решение означает безусловную преданность Богу, полную готовность следовать путем веры, что бы ни случилось. Крещаемый исповедует свою веру Христу как Царю и Богу.

Просто верить в Бога, признавать умом его существование недостаточно, ибо и «бесы веруют и трепещут» (Иак. 2: 19). Требуется принять Его как Царя и Господа, то есть посвятить всю жизнь служению Ему, жить в соответствии с Его заповедями, следовать Ему до конца. Ни одна из наших земных привязанностей (государству, нации, семье, культуре и т. п.) не должна господствовать над нами. Особенно важно помнить это сейчас, когда христиане так часто абсолютизируют свои земные ценности – национальные, политические, культурные, – видят в них критерий своей веры, вместо того, чтобы подчиниться той присяге, которую приняли при крещении – присяге верности Христу как единственному Царю и Господину.

Вот какую веру и какое отношение к жизни восприемники должны прививать своим крестникам. В завершение хотелось бы вспомнить замечательные слова святителя Иоанна Златоуста: «Обратим слово и к восприемникам вашим, чтобы могли увидеть и они, какого удостоятся вознаграждения, если проявят о вас великое усердие, и напротив, какое последует им осуждение, если впадут в беспечность. Подумай, возлюбленный, о тех, кто принял поручительство о деньгах, что они большей подвергаются опасности, чем должник, взявший деньги. Ибо если должник окажется благоразумным, то облегчит бремя кредитору; если же станет неразумным, то уготовит ему большую опасность.… Если же принявшие поручительство о деньгах считают себя ответственными, то насколько же больше те, кто причастен к духовному, те, кто приняли поручительство о добродетели, должны проявить великую заботу, убеждая, советуя, исправляя, проявляя отцовскую любовь… Узнали теперь и вы, восприемники, что немалая угрожает вам опасность, если впадете в беспечность».

(По книгам прот. А. Шмемана «Водою и Духом»
и прот. Н. Афанасьева «Вступление в Церковь».
Огласительные беседы. // Ж.М.П., 1972, №5, с. 72.)