Брак есть Таинство, в котором при обещании взаимной верности друг другу благословляется супружеский союз жениха и невесты, и подается им благодать Божия для взаимной любви, единодушия, для рождения и христианского воспитания детей.
Брак приносит много радости, когда супруги живут по-христиански, любят и помогают друг другу. Муж и жена обязаны всю жизнь хранить взаимную любовь и уважение, взаимную преданность и верность. Вступив в брак, надо с Божией помощью преодолевать все семейные трудности и исправлять себя.
Желающие венчаться должны пройти 2 собеседования.
Собеседования проходят в четверг в 18:45 после вечернего богослужения (нижний храм)
Условия для совершения Таинства Венчания:
Жених и невеста должны:
- быть крещеными. Если один из молодых по вероисповеданию католик или протестант, то для Венчания от неправославного супруга потребуется подписать присяжный лист об обязательстве крещения и воспитания будущих детей в православной вере;
- быть совершеннолетними;
- зарегистрировать гражданский брак в ЗАГСе.
К Таинству венчания не допускаются пары если:
- молодые состоят друг с другом в кровном родстве (до третьего колена включительно) или в духовном родстве (когда жених и невеста являются крестными родителями одного ребенка);
- один из новобрачных юридически состоит в браке с другим лицом.
Для венчания необходимы:
- кольца;
- свидетельство о заключении брака в ЗАГСе;
- венчальные свечи;
- венчальные иконы с изображением Иисуса Христа и Богородицы;
- рушник, на котором молодые будут стоять во время Таинства, и четыре небольших платка – 2 для молодых, чтобы держать свечи и 2 для свидетелей, чтобы держать венцы;
- нательный крест, который каждый христианин должен постоянно носить на себе;
- вино Кагор.
Обращаем Ваше внимание:
- перед венчанием и жениху и невесте необходимо исповедаться и причаститься, соблюдая перед этим пост в течение, как минимум, трех дней. Это необходимо для того, чтобы приступить к Таинству Венчания с чистой совестью перед Богом;
- невеста обязательно должна быть в платье и с покрытой головой (фота или платок), если наряд слишком открытый, то понадобится накидка.
Краткое описание последования Таинства Венчания
Таинство проходит в церкви и состоит из обручения и самого венчания. Горящие свечи новобрачных изображают духовное торжество, славу целомудренного девства и свет благодати, нисходящие на них. Во время обручения жениха и невесты священник надевает им обручальные кольца, которые символизируют бесконечность, вечность и безграничность любви. В знак согласия и единодушия супруги три раза обмениваются друг с другом кольцами. Одно кольцо остается у невесты, другое – у жениха.
Под пение 127 псалма «Слава Тебе, Боже наш» священник поставляет жениха и невесту на середину храма перед аналоем с Крестом и Евангелием на разостланный на полу белый рушник – символ единства и радости и нераздельного жительства в супружестве.
Священник вопрошает сначала жениха: «Имеешь ли, (имя), произволение благое и непринужденное, и крепкую мысль, взять себе в жену сию...?» Этот вопрос задается жениху для того, чтобы он понял свою ответственность за создание семьи. Муж есть глава семьи, жена его помощница. Жених отвечает: «Имею, честный отче». И снова иерей задает вопрос: «Не обещался ли иной невесте?». И отвечает жених: «Не обещался, честный отче». Те же вопросы задаются иереем и невесте. От нее также требуется осмысленное и ответственное отношение к избраннику. Вопросы и ответы эти нужны еще и для того, чтобы Церковь стала свидетелем добровольности вступления в совместное жительство супругов и чтобы не смогли потом сказать люди, что венчание совершено по принуждению.
Таинство Венчания начинается с призывания имени Святой Троицы «Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святаго Духа…». Завершив чтение молитв, священник приступает к главному моменту таинства, благословляя брачный союз. Взяв венец, иерей благословляет им жениха и говорит: «Венчается раб Божий (имя), рабе Божией (имя), во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь». Потом таким же образом священник венчает голову невесты, говоря: «Венчается раба Божия (имя рек), рабу Божию (имя рек)...». Венцы, возлагаемые на жениха и невесту, символизируют славу союза Христа с Церковью. Возложением венцов Церковь воздает жениху и невесте честь за целомудрие и сохраненное девство. Венцы также служат предуказанием вечного увенчания супругов, о котором сказано в Откровении апостола и евангелиста Иоанна Богослова: «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр. 2, 10). Возложение венцов и слова священника «Господи Боже наш, славою и честию венчай я (их)» запечатлевают Таинство брака.
Далее словами прокимна Церковь утверждает: «Ты, Господь, положил на главах их венцы, украшенные камнями кристальной честности, они просили у Тебя совместной жизни, и Ты дал ее им». В послании к Ефесянам апостол Павел сопоставляет супружеский союз мужа и жены с союзом Христа и Церкви и указывает главные обязанности супругов по отношению друг к другу. В Евангелии от Иоанна (2,1-11) Церковь повествует новобрачным о браке в Кане Галилейской, на который был зван Христос.
После молитвы «Отче наш», в которой новобрачные свидетельствуют о своей решимости служить Господу и выполнять волю Его в семейной жизни, они испивают общую чашу. Общая чаша — это чаша с красным вином. Священник троекратно дает супружеской паре испить вина из общей чаши — вначале мужу, как главе, потом жене. Вкушение вина напоминает о чудесном претворении воды в вино, совершенном Иисусом Христом в Кане Галилейской. Общая чаша испивается в знак полного единства супругов, запечатленного в совершившемся Таинстве. Отныне у мужа и жены общая жизнь: одна стремления, одни мысли, одни желания, одно тело. В неразрывном союзе они будут делить между собой чашу радостей и скорбей, печалей и утешений.
Преподав общую чашу, священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены, покрывает соединенные руки их епитрахилью и поверх епитрахили кладет свою руку. Это означает, что через руку священника муж получает жену от самой Церкви, соединяющей их во Христе навеки.
Держа свою руку поверх соединенных рук мужа и жены, священник трижды обводит новобрачных вокруг аналоя. Круг символизирует вечность. Троекратное обхождение совершается во славу Святой Троицы, Которая, таким образом, призывается во свидетельство обета перед Церковью вечно хранить супружеский союз.
После троекратного обхождения муж и жена поставляются на свое место, и священник снимает венцы сначала с мужа, потом с жены, обращаясь к каждому со словами приветствия. В нем священник обращает внимание на возвеличение жениха, на благословение его «умножиться и ходить в мире, исполняя в правде заповеди Бога». Величие жены в этом приветствии связывается с умением «веселиться о своем муже и хранить пределы закона».
После отпуста, по примеру древних христиан, следует целование и поздравление вступивших в супружество и новое родство.
Таинство Венчания не совершается во все вторники, четверги и субботы года; накануне двунадесятых и великих праздников; во время Святок (7 – 20 января); в продолжение постов Великого, Петрова, Успенского (14 августа – 27 августа) и Рождественского (28 ноября – 6 января); в течение сырной седмицы (масленицы), начиная с Недели мясопустной и в Неделю сыропустную; в течение Пасхальной (Светлой седмицы); 10-11 сентября (Усекновение главы Иоанна Предтечи) и 26-27 сентября (Воздвижение Креста Господня).